Значительные изменения, происходящие в последние годы в российском образовании, проявившиеся, в частности, в утверждении принципов личностно-ориентированного образования и индивидуального подхода к каждому ученику, сделали популярными новые методы обучения. Одним из них стал метод проектов в целом и метод индивидуальных проектов в частности. В школе № 17 индивидуальные проекты стали обязательной составляющей обучения наших школьников в 10 классе.
Индивидуальный проект является логическим завершением школьной проектной системы и, одновременно, переходным элементом, мостом к взрослой, самостоятельной жизни человека, ведь перед каждым учеником стоит задача продемонстрировать не отдельные навыки, а умение выполнить работу самостоятельно от начала и до конца.
Самостоятельность и индивидуальный график в работе над проектом не означают отсутствия необходимого контроля. В течение второго полугодия десятиклассников, выполняющих индивидуальный проект, курировала учитель химии Матюшина Т.Н.
16 мая состоялась публичная защита проектов. Проекты учеников оказались достаточно разными по форме и реализации.
К практико-ориентированным проектам можно отнести работы Кандаковой Карины и Поповой Марины, которые не только исследовали историю создания мыла, но и сами представили технологию создания мыла ручной работы и представили продукт – готовое мыло разных видов. Александра Савина и Роман Меньшенин исследовали состав шоколада и его пищевую ценность. Ребята сами сделали шоколад в домашних условиях. Кандаурова Софья предложила варианты цветового оформления школьных кабинетов и коридоров, проведя исследование по влиянию цвета на эмоциональное состояние человека. Анна Жукова исследовала химический состав аспирина разных производителей и представила рекомендации при выборе и употреблении данного лекарственного препарата.
Вторая группа представленных проектов – это информационные и социально-ориентированные проекты, которые представляют собой особую форму проектов и предполагают сбор, анализ и представление информации по какой-нибудь актуальной социально-значимой тематике. Среди таких проектов можно отметить проект Веймер Виктории и Чесноковой Ульяны «Роль социальных сетей в жизни человека», работу Анисимковоц Арины и Сапегиной Яны по изучению влияния музыки на динамику умственной работоспособности человека. Васин Виктор и Иванов Александр провели исследование и сделали анализ взаимосвязи доминирования полушарий головного мозга с креативностью для подтверждения своей гипотезы. Проект Соколова Никиты «Мусор – источник загрязнения природы» имеет вполне практическое и социально значимое значение.
Итак, индивидуальный проект может иметь почти любую форму, важно только чтобы он соответствовал потребностям и интересам конкретного ученика. Индивидуальный проект – это хорошая возможность прочувствовать выбранную специальность еще до момента поступления в институт, осознать правильность своего выбора и успеть переориентироваться в случае необходимости. Кроме того, при работе над проектами старшеклассники приобретают те необходимые навыки, которые потребуются им в дальнейшей профессиональной деятельности. |